Пермская Краевая Федерация Айкидо " С а т о р и "

Айкидо
Оружие и его использование
Главная Новости Айкидо О Нас Книжная Вопросы Ссылки Письмо

Шест и палка

И не думай о мече есть дубина, Учащая тех, кто не боится Ударов и ушибов.
Джеймс Батлер
Бодзюцу.

Деревянные виды оружия различной длины использовались японским народом в церемониальных и боевых целях с незапамятных времен. Даже в японской мифологии есть примеры, когда шест служил в качестве защитного оружия. Природа наградила японские острова отличным твердым деревом, которое называется каси. Шесты и палки, изготовленные из этой разновидности вечнозеленого дуба, в рукопашном бою практически невозможно сломать.
Шест никогда не вызывал бурных восторгов буем, потому что был не особенно престижным оружием; даже человек самого низкого происхождения мог изготовить его себе. По сравнению с великолепным мечом, деревянный шест выглядел более чем скромно. Но из-за его очевидной эффективности классические буси не могли позволить себе пренебречь изучением этого оружия.
Систематическое боевое использование шеста называется бодзюцу, искусство шеста. Бо шест, пяти и более футов в длину, изготовленный из твердого дерева. Стандартным оружием буси был рокусяку-бо (шест длиной в шесть футов). Как защитное искусство, бодзюцу уделяет особое внимание техникам, позволяющим усмирить агрессивного фехтовальщика с мечом, но при этом можно весьма эффективно справляться и с противниками, вооруженными другими видами оружия. Технический арсенал бодзюцу состоит из различных способов нанесения ударов, блокирования, парирования и удержания. Гякутэ-ути, тычковый удар обратным хватом, является основной ударной техникой, которой должен овладеть каждый занимающийся бодзюцу. Этот удар шеста настолько силен, что может поломать металлический меч или раздробить камень.
Посредством интенсивной практики бодзюцу воин учился сохранять оптимальный ма-ай, поскольку если противнику, вооруженному мечом, удается существенно сократить эту дистанцию, то шест становится неэффективным.
Более трехсот рю включают бодзюцу в свою программу. И здесь тоже первенство принадлежит Тэнсин Катори Синто-рю.

Дзёдзюцу.

Навязчивая идея одного очень решительного воина вызвала развитие систематического использования боевой палки, оружия, похожего на шест, но более короткого по длине. Мусо Гонносукэ, классический воин, тренировавшийся в базовых дисциплинах Тэнсин Катори Синто-рю, хотел стереть позор поражения, нанесенного ему Миямото Мусаси, самым искусным японским мастером меча семнадцатого века.
Результатом исканий Гонносукэ стало дзёдзюцу, или искусство палки. На самом деле это синтез характерных движений, выполняемых с другими видами оружия из арсенала классического бусы. Дзёдзюцу использует дзё, палку менее пяти футов длиной, для нанесения колющих ударов (цуки) копья, рубящих ударов (уцу) меча и шеста и сметающих ударов (харям) нагината. Эти действия, объединенные в серии быстрых движений, очень эффективны при защите от агрессора, вооруженного любым стандартным оружием будзюцу.
Поскольку палка короче и гораздо легче, чем шест, то техники, составляющие дзёдзюцу, несколько отличаются от техник, относящихся к бодзюцу. Характерная черта дзёдзюцу, отсутствующая в бодзюцу, скорость и частота манипуляций оружием в боевой ситуации. Таким образом, дзёдзюцу является отличным способом развития ловкости.

Тэцубо-дзюцу.

Одним из ранних видов оружия, занесенных в Японию с азиатского континента, был железный брус, по виду похожий на шест. Это оружие могло быть различной формы и длины, с круглым, шестиугольным или восьмиугольным поперечным сечением. Обычно брус расширялся к концу и сужался к рукояти это облегчало манипулирование и улучшало сбалансированность оружия. Этот громоздкий инструмент редко применялся, но с появлением класса профессиональных воинов он стал важным второстепенным оружием.
Основной тип этого оружия назывался тэцубо, железный шест. Техника использования тэцубо была известна как тэцубо-дзюцу, искусство железного шеста. Поскольку огромный вес был неизбежной отличительной чертой этого грозного оружия, то только физически сильные воины могли овладеть им. Его можно было использовать как верхом, так и в пешем строю. Облегченным вариантом тэцубо был консайбо, шест из тяжелого дерева, усиленный металлическими полосами и нередко утыканный тяжелыми железными шипами в верхней своей части.
Тэцубо-дзюцу использует огромную инерцию, развиваемую брусом, при движении по различным траекториям. Конный воин, вооруженный таким оружием, мог уверенно ввязываться в массовое сражение, поскольку он обладал огромным преимуществом тэцубо с сокрушительной силой сметал жертвы. Ему лишь необходимо было правильно рассчитать траекторию своего тэцубо, чтобы боевое положение последнего совпало по времени с курай Ьори (критическим приближением к врагу). Использование тэцубо в пешем строю требовало от воина действовать своим оружием с очень большой скоростью, чтобы скрыть уязвимые места (суки) в своей защите. Если удар тэцубо приходился в ноги лошади, то он выбивал всадника из седла, после чего с ним легко расправлялись. Иногда тэцубо служил портативным тараном: им можно было разбить ворота и укрепленные пункты вражеских позиций.
Не известно, какая воинская традиция формализовала использование тэцубо, однако использование этого вида оружия стало прерогативой лишь тех воинов, которые были достаточно сильны, чтобы овладеть им.

Главная Новости Айкидо О Нас Книжная Вопросы Ссылки Письмо

Используются технологии uCoz