Пермская Краевая Федерация Айкидо " С а т о р и "

Айкидо
Оружие и его использование
Главная Новости Айкидо О Нас Книжная Вопросы Ссылки Письмо

Комбинированное оружие

Сразитесь с нами: нас двое, вас семеро. Не важно!
Траутмэн

Ниндзюцу.

Необходимость в эффективном шпионаже была признана японскими воинами очень давно. Способность собирать разведданные о неприятеле или потенциальном противнике была неотъемлемой частью их профессии. Шпионаж был подготовкой к вооруженному столкновению на поле боя. Но хотя он применялся японскими воинами во все времена, своей наивысшей и систематической формы шпионаж достиг в период, когда страной правили классические воины.
В конечном счете искусство военного шпионажа было названо ниндзюцу, искусство прокрадываться; представители этого искусства были названы ниндзя, "крадущиеся". Ниндзя не принадлежали к классу аристократических буси, они были представителями самого низкого социального класса хинин (буквально "не человек"). Когда ниндзя захватывался буси, его умерщвляли самой недостойной смертью. В то же время буси нанимали ниндзя для выполнения необходимых актов шпионажа. Дерзкие подвиги ниндзя были так разнообразны и эффектны, что многие буси сами использовали техники ниндзюцу в своих операциях. Ни один лидер буси не мог обойтись без эффективной сети шпионов, и из-за постоянного недостатка ниндзя их число обычно увеличивали за счет буси, тренированных в ниндзюцу. Это служило еще одной важной цели. Ниндзя можно было очень легко подкупить, что приводило к предательству или другим вероломным действиям в пользу любого, кто заплатит больше, чем первоначальный хозяин.
Буси обычно очень практично смотрели на изучение боевых искусств обучение было подготовкой к эффективным боевым действиям. Однако ниндзюцу, будучи составным искусством, происходившим из различных источников, имело изрядный элемент суеверия. Посредством ниндзюцу отдельные оккультные верования и практики были переданы буси и таким образом повлияли на будзюцу.
Помимо фантастических ловкости, скорости, выносливости и изобретательности, являвшихся результатом регулярной практики ниндзюцу, буси научились и многим другим полезным вещам. Они узнали, как приготавливать лекарства: антисептические бальзамы, примочки и средства первой помощи, как обрабатывать и заживлять раны, а также бороться с инфекцией при помощи растений и других средств. Определенный состав, принимавшийся вместе с чаем перед отходом ко сну, служил для пробуждения буси в случае внезапной опасности. Другие составы были очень токсичны и использовались против врагов. Знание ниндзя жизни леса давало им определенные тактические преимущества. Взлетающие птицы предупреждали о притаившемся противнике; птицы всегда взлетают в том направлении, где никого нет. Звуки сверчков, цикад, некоторых других насекомых и лягушек говорили об отсутствии людей; когда такие звуки неожиданно прекращались, это означало, что поблизости крадется чужак. Буси даже научились различать слишком интенсивное жужжание москитов, которое тоже могло свидетельствовать о близости людей. Маскировка была очень важным вопросом. Роль комусо (бродяг-аскетов), которую очень любили ниндзя, стала стандартной маскировкой и для буси. Камуфляжи, коды и сигнальные приемы также были частично заимствованы у ниндзя. Изготовление бомб, огненных стрел и дымовых завес было еще одной частью знания, почерпнутого буси в контактах с ниндзя. Когда буси необходимо было укрепить свое мужество, он полагался на буддистские оккультные практики, основанные на кудзи-кири (разрубании девяти символов), эзотерических положениях рук, использовавшихся ниндзя, и обладавших, по их мнению, магической силой.
Не все рю сочли необходимым формализовать свою собственную традицию ниндзюцу. На основании исторических свидетельств можно утверждать, что Тэнсин Сёдэн Капгори Синто-рю было первым рю, которое это сделало.

Кусаригама-дзюцу.

Использовать ручной серп в качестве оружия это очень старая идея. В Японии использование серпа как оружия было обусловлено тем фактом, что ранние поселенцы, занимавшиеся сельским хозяйством, использовали серп для уборки урожая. С установлением класса профессиональных воинов в дизайне серпа появились некоторые новшества, и к концу пятнадцатого века начали использовать оружие, похожее на серп, к рукояти которого была прикреплена утяжеленная цепь. Называлось это оружие кусаригама.
Существует два различных типа кусаригама. Один представляет собой оружие фермера, а второй оружие воина. Первый характеризуется довольно коротким лезвием, похожим по форме на клюв попугая и приделанным к рукояти из твердого дерева. Серп воина на самом деле представляет собой короткий меч, приделанный к рукояти из твердого дерева. Утяжеленная цепь является составной частью обоих типов кусаригама, хотя способы соединения и крепления цепи различаются. Оружие фермерского типа не обладает той дальностью броска и той смертоносной эффективностью в ближнем бою, которыми отличается оружие воинского типа.
Кусаригама представляет собой сочетание нескольких видов оружия в одном. Это одновременно и клинковое оружие, и оружие типа палки или дубинки, и цепь. Кусаригама-дзюцу, искусство серпа и цепи, это набор защитных техник со множеством интересных разветвлений. Тот, кто использует кусаригама воинского типа, может порезать или зарубить врага обоюдоострым лезвием; пронзить его острием лезвия; запутать, болезненно связать или сделать бесполезным его оружие при помощи жесткой, не разрубаемой железной цепи; поломать кости при помощи инерции, развиваемой железным грузом на конце цепи; или оглушить рукоятью из твердого дерева. Мастерского владения кусаригама можно достичь только через много тысяч часов тренировки. Вещь первостепенной важности это совершенствование маки, опутывания цепью оружия противника. Это действие требует, чтобы занимающийся приблизился на минимальное расстояние к атакующему противнику, например, подошел вплотную во время движения вражеского меча сверху вниз. Здесь критическое значение имеет правильная оценка ма-ай, поскольку малейшая ошибка может оказаться смертельной. Но даже помимо таких тонких моментов все преимущества на стороне воина-специалиста, использующего кусаригама, ввиду разнообразия способов применения этого оружия.
Большинство воинов находило кусаригама очень специфическим оружием, а многие считали его использование нечестным, ввиду комбинированной природы этого оружия. Вероятно, количество времени, необходимое для овладения кусаригама, было самым главным фактором, ограничивавшим его популярность. Примерно сто рю использует кусаригама, а новаторство в этой области, по историческим свидетельствам, принадлежит Иссин-рю, основанному в пятнадцатом веке монахом по имени Дзион.

Тэссэн-дзюцу.

Классические буси уделяли внимание каждому предмету, который мог бы быть использован в качестве оружия. Поэтому простой складной веер казалось бы, самый невинный предмет, вдохновил развитие тэссэн, железного веера.
В повседневной жизни воина были моменты, когда он, по крайней мере для постороннего взгляда, был почти беззащитен. Занимаясь домашней работой, отдыхая или посещая различные социальные мероприятия, воин был связан определенными формальностями, ограничивавшими его способность эффективно сражаться. Иногда от воина могли потребовать оставить один или оба меча у слуг хозяина. Но вооруженный тэссэн, который носился за поясом, воин никогда не был полностью безоружен. В случае необходимости он мог легко защититься предметом, который при других обстоятельствах мог показаться безобидной и вполне обычной частью одежды.
Существовало два типа тэссэн: первый тип можно было открывать, как обыкновенный веер, а второй был цельным и имел форму закрытого веера. Прочность была обязательна для обоих типов. Обычно для изготовления тэссэн использовалось железо. В открывающихся вариантах веера ребра делались из железа и покрывались специальной бумагой, на которой было что-нибудь нарисовано, обычно это был родовой знак. Цельный тэссэн был более прочным и поэтому более популярным. Иногда для облегчения ухода за тэссэн железо заменяли твердым деревом.
По природе своей тэссэн, независимо от конструкции, при использовании его в качестве оружия, представляет собой защитное приспособление. Технически боевое применение тэссэн сводится к техникам владения короткой палкой. Для носящего с собой тэссэн основное значение имел выбор правильного сасиката (способа ношения тэссэн за поясом). Он должен был располагаться таким образом, чтобы его можно было моментально достать. Тактики, включающие использование тэссэн, строятся по большей части вокруг блоков (укэ), парирования (нагаси), удержаний (осаэ) и нанесения различных ударов (ути и цуки). Эффективность тэссэн возрастает, если использовать его в сочетании с каким-либо другим видом оружия. При использовании вместе с кодами особенно эффективна тактика дзюдзи-домэ (перекрестного блокирования). Она вынуждает оружие противника бездействовать какую-то долю секунды, в течение которой защищающийся может провести свою контратаку.
Более сотни традиций формализировало использование тэссэн. На основании исторических свидетельств первая систематизация приписывается Синкагэ-рю, основанному в шестнадцатом веке.

Главная Новости Айкидо О Нас Книжная Вопросы Ссылки Письмо

Используются технологии uCoz