Пермская Краевая Федерация Айкидо " С а т о р и "

Айкидо
Оружие и его использование
Главная Новости Айкидо О Нас Книжная Вопросы Ссылки Письмо

Борьба

Крепко стой, или, сражаясь, падай.
Байрон


Ёрои куми-ути.

Способам борьбы, использовавшимся в бою, столько же лет, сколько и самой человеческой цивилизации на азиатском континенте; это справедливо и для Японии. В японской мифологии описаны сцены борьбы между божествами за власть над земной твердью. В девятом веке примитивные способы борьбы стали прерогативой класса воинов. Позже, когда воины получили власть над страной, эти навыки борьбы послужили основой для улучшенной системы рукопашного боя между противниками, полностью закованными в доспехи.
Борьба доминировала в системах рукопашного боя потому, что удары ногами и руками были неэффективными против оружия и доспехов. Не было ни одного классического воина, который не владел бы навыками борьбы.
Ёрои куми-ути, борьба в доспехах, является практической системой ведения боя, которая становится необходимой, когда воины, участвующие в схватке, по тем или иным причинам утрачивают свое основное оружие. Но ёрои куми-ути это не обязательно бой без оружия. Ни одна боевая система классического будзюцу не требовала от воина быть полностью безоружным, хотя они включали в себя способы сражения при минимальном вооружении. Одним из самых полезных видов оружия для ёрои куми-ути был короткий меч, такой, как кодати.
Ёрои куми-ути требовал от сражающихся особо мощного использования бедер и конечностей. Это становилось возможным благодаря ёцу-гуми симметричному способу взаимного захвата, при котором сражающиеся удерживают друг друга, не захватывая собственно доспехи. Овладение ёцу-гуми было необходимо для эффективной борьбы в доспехах; практикуя этот захват, воин развивал равновесие, мобильность и силу, при помощи которых он мог, сохраняя свою позицию, бросать врага на землю. В любой момент борьбы любой из воинов мог вытащить свой короткий меч и попытаться вонзить его в своего противника. Для этой цели на правом бедре, за поясом, носили специальный клинок, ёрои-доси; обычно его вытаскивали левой рукой. Конечно же, для того чтобы сохранять равновесие и контролировать противника, в условиях, когда одна рука вынимает из ножен клинок и втыкает его в жизненно важную точку на его теле, требовалось огромное мастерство. К тому же воткнуть лезвие под правильным углом между пластинами вражеских доспехов было чрезвычайно сложно.
Большое количество боевых традиций уделяло большое внимание изучению ёрои куми-ути. Согласно историческим свидетельствам, первыми это сделали представители Цуцуми-ходзан-рю, воинской традиции пятнадцатого века.
Ходзё-дзюцу. В ёрои куми-ути, также как и в других формах борьбы, победитель не обязательно должен был хотеть убить свою жертву. При определенных обстоятельствах было желательно брать врагов живьем. Поэтому с методами рукопашной борьбы были тесно связаны системы связывания противника.
Методы связывания врага состояли не только из наматывания веревки на жертву случайным образом. В четко разграниченной социальной структуре дофеодальной и феодальной Японии очень большое внимание удалялось тому, чтобы представителей каждого социального класса связывали строго определенным образом. Но признание социального статуса жертвы было самой незначительной причиной такой традиции. Инструменты, оружие, привычки и навыки каждого класса различались, и эти факторы играли решающую роль при выборе способа связывания различных людей. Знатного человека, воина, фермера, торговца, ремесленника, монаха и бродягу каждого из них связывали по-разному. Анатомические различия между женщинами и мужчинами вынудили воинов изобрести различные способы связывания представителей разных полов.
Ходзё-дзюцу, или искусство связывания веревкой, включает в себя все методы, используемые для связывания и иммобилизации жертвы при помощи веревки, после того как жертва усмирена каким-либо способом. Воин развивал тэ но ути, ловкость рук, только так могло быть обеспечено эффективное связывание. Просто надежно связать жертву было далеко не единственным требованием ходзё-дзюцу. Связывать нужно было быстро, так как часто жертва при этом по-прежнему пыталась вырваться. Поэтому ходзё-дзюцу являлось важной вспомогательной системой в составе будзюцу, полностью зависящей от умения воина брать врага в плен и контролировать его при помощи методов борьбы. Специальную веревку, использовавшуюся в ходзё-дзюцу, все воины обычно носили как часть своей боевой экипировки. Но очень часто на поле битвы приходилось прибегать к различным ухищрениям, когда воин обнаруживал в своем распоряжении лишь сагэо, короткий кусок шнура, прикрепленный к ножнам одати, чтобы связать своего врага. Должным образом тренированный воин даже в таких условиях мог поразительно эффективно связать свою жертву.
Очень немногие классические воинские традиции игнорировали изучение ходзё-дзюцу. Исторически Такэноути-рю было первой школой, формализовавшей методы связывания.

Главная Новости Айкидо О Нас Книжная Вопросы Ссылки Письмо

Используются технологии uCoz