Пермская Краевая Федерация Айкидо " С а т о р и "

Айкидо
Оружие и его использование
Главная Новости Айкидо О Нас Книжная Вопросы Ссылки Письмо

Вспомогательные искусства

Сражение усиливается, Вперед отважные,
Спешите кто к славе, Кто к могиле.
Томас Кэмпбэлл

Бадзюцу.

Скелеты, обнаруженные в Японии, свидетельствуют о том, что лошади существовали здесь еще с доисторических времен, факт, который подтверждает и японская мифология. Даже до возникновения класса профессиональных воинов конные буси скитались по стране. Позже, когда классические воины стали решать политические проблемы, разделившие страну, верховая езда стала неотъемлемой частью программы боевой тренировки. Обладание хорошим конем являлось доказательством аристократического происхождения, и этот элемент в среде воинов был важным фактором при признании лидерства.
В период Камакура распорядок дня классического воина был отражением его военной профессии. Воин подчинялся строгой дисциплине, и большую часть его времени занимала обязательная практика бадзюцу, искусства верховой езды. С помощью коня буси мог использовать свое оружие более эффективно, особенно лук, меч, копье и нагама-ки или нагината. Необходимость переходить вброд мелкие реки и переправляться через другие водные преграды привела к развитию такого направления в искусстве верховой езды, как суй-бадзюцу, или водное конное искусство.
И хотя каждый буси согласился бы с тем, что именно его меч, а не конь обычно спасает ему жизнь в бою, тем не менее кихонам, основам верховой езды, уделялось самое пристальное внимание. Нориката, правильная посадка, предшествовала всем остальным видам тренировки. Попав в седло, буси начинал понимать необходимость развития поясницы, которая позволяла бы часами сохранять положение, необходимое для быстрой езды, а также развития ягодичных мышц, обеспечивающих прочную посадку, без которой невозможно скакать, отпустив поводья, и одновременно применять оружие.
Согласно историческим записям, Отсубо-рю пятнадцатого века впервые систематизировало бадзюцу; впоследствии это привело к развитию более пятидесяти различных традиций.

Ядомэ-дзюцу.

Воины, которые постоянно сталкивались со смертоносным градом стрел, естественно, пытались найти приспособления, за которыми можно было бы укрыться. Для этой цели японские воины изготавливали и использовали большие переносные щиты. Но их применение было довольно ограничено. В основном они использовались во время осад, в местах сосредоточения войск, а также во время развертывания, перегруппировки и других тактических маневров. Японский воин в битве не пользовался щитом (он считался оружием трусов), к тому же техники использования основных видов оружия воина делали щит непрактичным.
Поскольку воин не имел никаких приспособлений, которые защищали бы его от града вражеских стрел во время развертывания войск перед боем, то для этой цели приходилось прибегать к различным средствам.
Первым средством был кабуто (шлем) воина. Неся шлем в левой руке перед собой, воин, искусно манипулируя им, мог отражать летевшие в него стрелы. Но гораздо более распространенным был способ, требовавший использования меча. Вооруженный одним или двумя мечами, воин спокойно становился под атаку врага и отбивал стрелы клинками.
Ядомэ-дзюцу, искусство отбивания стрел, стало важной частью боевой подготовки классического воина. Тренировка в ядомэ-дзюцу развивала острое зрение, сверхбыстрые рефлексы и абсолютную уверенность в себе. Решающее значение имела боевая стойка (камаз) она должна была быть правильной, если воин хотел отбить стрелу в полете. Способность безошибочно определять ма-ай также была очень важна. Степень сложности отбивания летящих с огромной скоростью стрел изменялась обратно пропорционально дистанции между целью и лучником. Дзансин имел в ядомэ-дзюцу первостепенное значение, поскольку малейшая ошибка в стойке и концентрации могла привести к смерти. Стрелы, которые летели в направлении воина, но не угрожали ему, нужно было игнорировать; внимание воина должно было концентрироваться только на тех стрелах, которые были нацелены прямо в него.
Одной из первых традиций, формализовавшей ядомэ-дзюцу было Манива Нэн-рю семнадцатого века.

Суйэй-дзюцу.

Первобытный человек поборол свой природный страх воды, изобретя средства, позволившие ему держаться на ее поверхности и плавать. Вода была неотъемлемой частью японской жизни; Япония окружена морями, и во всех ее районах можно обнаружить множество рек, ручьев, озер и прудов. В японской мифологии упоминается плавание, и ранние японские воины считали умение плавать большим преимуществом. Поэтому, с появлением класса воинов, боевое плавание превратилось в очень высокоразвитое искусство.
Топографические различия, влиявшие на глубину и течение рек и моря, стали причиной возникновения среди воинов различных стилей плавания. Техники плавания по поверхности воды и под водой стали развиваться благодаря разнице в глубине водоемов; быстрые и извилистые водоемы диктовали свои технические особенности плавания.
Боевое плавание служило различным целям: оно давало воину возможность плыть тихо, если нужно было подобраться к врагу, а также позволяло очень долгое время оставаться на плаву. Благодаря своему мастерству в плавании, воин мог пересекать сильное течение или вообще плыть против него; плыть в полном боевом снаряжении; переправлять на себе знамена, оружие и тяжелый груз; а также использовать свой лук или огнестрельное оружие, находясь практически полностью под водой. Воины также изобрели способы борьбы в воде; они даже практиковали приемы, позволявшие побороть врага во время совместного с ним падения с корабля в воду. Другие стили боевого плавания учили воинов выпутываться из водных растений и водорослей, спутывавших руки и ноги, выбираться из водоворотов и даже запрыгивать из воды в лодку.
Суйэй-дзюцу, искусство плавания, состоит из таких базовых элементов, как фуми-аси, хождение в воде, техника, являвшаяся основой многих боевых навыков воина в воде; инатоби, "прыжок кефали", техника, позволявшая воину выпрыгивать из воды; аси-гарами техника борьбы в воде, позволявшая воину с такой силой обвивать ноги противника, что тот сдавался или тонул; и секретная техника сюсоку-гарами, наделявшая воина способностью плыть со связанными руками и ногами. Почти все классические воины тщательно практиковали боевое плавание.
Синдэн-рю шестнадцатого века претендует на звание первой воинской традиции, формализовавшей боевое плавание.

Главная Новости Айкидо О Нас Книжная Вопросы Ссылки Письмо

Используются технологии uCoz