Пермская Краевая Федерация Айкидо " С а т о р и "

Айкидо
Таинство и практика. Секреты Айкидо
Главная Новости Айкидо О Нас Книжная Вопросы Ссылки Письмо

Сюге. Непрерывная тренировка

В Айкидо нет секретных техник. Внешние формы техник Айкидо похожи на формы, которые можно обнаружить во многих других боевых искусствах в различных частях света. В Галерее Уффици, например, есть знаменитая статуя, изображающая греческих борцов третьего века до нашей эры, и один из них делает второму то, что ученики Айкидо называют санкё. Сам Морихэй говорил: "Я изучал более тридцати различных видов боевых искусств, но после происшедшей со мной в 1940 году трансформации я забыл все выученные мной техники". Другими словами, техники вытекали прямо из центра существа Морихэя и больше не были фиксированными формами и стандартными моделями.
Как-то на склоне лет Морихэй проводил тренировку. Казалось, единственное, чему он учил, был иккё, один из самых базовых контролей, вариации которого можно найти практически в любом боевом искусстве. Тем не менее каждый раз, когда Морихэй демонстрировал прием, он говорил: "А вот новый". В конце концов озадаченные ученики обратились к Морихэю: "Сэнсэй, все эти приемы выглядят одинаково". На что Морихэй гневно ответил: "Когда вы увидите разницу между каждым из них, тогда вы поймете секрет Айкидо!"
Ключ к секретам Айкидо находится внутри - если ваша суть чиста, ваши техники будут чисты тоже. Однако, для того чтобы добыть эти сокровища, необходима подходящая дорога, по которой можно было бы следовать, а также правильные средства тренировки и хорошие учителя, которые указывали бы верное направление. Здесь на помощь приходит кэйко, "использование традиционной мудрости для освещения нашей нынешней практики". Кэйко Айкидо имеет свой набор особых упражнений, описанный в десятках технических руководств, и поэтому нет никакой нужды обсуждать здесь подробности. Отношение человека к кэйко гораздо важнее, чем содержание тренировки, и Морихэй часто подчеркивал значимость четырех добродетелей кэйко: храбрости, мудрости, любви и сочувствия.
Храбрость идет первой, поскольку мы должны быть достаточно сильными и решительными, чтобы непреклонно посвятить себя практике. Нам необходима отвага, которая помогала бы преодолевать мириады препятствий, преграждающих нам дорогу. Мудрость, приобретаемая посредством медитации и всестороннего изучения, дает нам возможность принимать разумные решения и сохранять правильный взгляд на вещи. Когда практика человека основательна и сбалансирована, между учителем и учениками возникает естественная любовь. Мы также испытываем любовь к своему Пути и становимся абсолютно ему преданными. На самых высших уровнях практики возникает глубокое сочувствие ко всем созданиям, одновременно с горячей надеждой, что все остальные тоже последуют этим Путем до конца. Как уже говорилось раньше, одно из значений Айкидо: "Рука об руку пойдем по Дороге вместе". И мы, подобно бодхисаттвам, хотим, чтобы все остальные достигли цели вместе с нами.
Морихэй говорил о кэйко не как о суровом образе жизни и аскетическом испытании, а как о мисоги, средстве восстановления нашей связи со Вселенной. Морихэй также подчеркивал, что кэйко - это вопрос веры, помогающей нам осознавать весь наш невероятный потенциал и испытывать радость бытия. Морихэй сравнивал кэйко со стоянием на "Плавучем Небесном Мосту", соединяющем внешний и внутренний миры. Здесь мы должны следовать примеру Идзанаги и Идзанами, создавая свежие техники гармонии. В хорошем кэйко устраняется напряжение, восстанавливается баланс между огнем и водой и ощущается радость.
Иногда в нашей практике необходимо более концентрированное усилие. Морихэй писал: "Железо полно примесей, которые ослабляют его, но благодаря ковке оно становится сталью и превращается в острое лезвие. Люди развиваются точно так же". Такая ковка, танрэн, может принимать различные формы, наиболее типичные из которых - ежедневная практика (такая, как 1000 ударов мечом) или уход от мира и уединение для интенсивных тренировок (подобно тому, что предпринимал Морихэй на горе Курама).
Также очень важно сочетание в кэйко четырех качеств: алмаза, ивы, воды и ки. Качество алмаза твердое, точное, стабильное. Новички должны полагаться главным образом на алмазные техники, чтобы создать прочную основу. (Ада-мас, алмаз по-гречески, также означает непобедимый.) Качество ивы более гибкое. Это принцип, лежащий в основе Дзюдо. Качество воды динамично и более свободно по форме, чем предыдущие два, - оно подобно потоку в горной долине, плавно текущему между камнями. Качество ки, "пусто", это сила настолько тонкая и совершенная, что человеку практически нет никакой необ-ходимости касаться своего партнера. Очень интересно наблюдать применение этих четырех качеств по очереди к одной и той же технике, но это невозможно адекватно проиллюстрировать в книге. Такие вещи принадлежат царству кудэн, "секретным устным наставлениям".
Настоящее значение кудэн - это передача от человека к человеку, от сердца к сердцу. Человек должен сам ощутить ткань учения - дотронуться до нее, схватить ее, прочувствовать до костей. Лучшие из инструкторов учат на личном примере - "То, что ты представляешь собой, гораздо важнее того, что ты говоришь". Ничто не может заменить близкого личного контакта с искусством. Продвижение по Пути на протяжении всей жизни по-японски называется сюгё. Морихэй учил: "На тренировке не торопитесь, поскольку необходимо минимум десять лет, чтобы овладеть основами и продвинуться к первой ступени. Никогда не думайте о себе как о всезнающем, совершенном мастере. Вы должны продолжать ежедневно тренироваться со своими друзьями и учениками и вместе продвигаться по Пути Гармонии".

Главная Новости Айкидо О Нас Книжная Вопросы Ссылки Письмо

Используются технологии uCoz