Хотя классические будзюцу были созданы для особого класса феодального общества, было бы ошибкой считать, что эти дисциплины устарели или предназначены только для японцев. Сегодня, в двадцатом веке, многие рю классических будзюцу продолжают функционировать. Современная роль этих рю своеобразное хранилище верований, традиций и практик, помогающих современному человеку в его поиске путей улучшения взаимоотношений со своими ближними.
Одна из основных причин того, почему классическим рю удалось сохранить свою жизнеспособность, заключается в том, что центральным принципом их существования было нака-има, "здесь и сейчас", "вечное настоящее". Поэтому, вопреки всеразрушающему воздействию времени, классические воинские дисциплины изменились весьма незначительно, и по форме, и по содержанию. Но есть несколько важных моментов, которые необходимо понять тем, кого привлекают классические воинские дисциплины и кто хочет ими заниматься.
Классические будзюцу недоступны широким массам, и это в равной степени относится как к японцам, так и к не-японцам по той простой причине, что люди, занимающие в рю руководящее положение, при отборе кандидатов руководствуются критериями качества, а не количества. Члены классических рю обладают врожденным чувством долга, равно как и сильным чувством подлинного братства, очень похожим на родственные чувства между членами семьи. Они пребывают в таком состоянии сознания, в котором служение прошлому воспринимается как акт благодарности настоящему, а также как чувство ответственности за то, что появится в будущем.
Все современные представители классических будзюцу твердо убеждены в том, что выбранный ими образ жизни применим к условиям современной жизни и нет никакой необходимости менять дисциплины, которые они практикуют. Это консервативные люди, противостоящие переменам, навязываемым модой; они делают это посредством изоляции своих рю от вредного влияния идей, которые противоречат ценностям и нормам классического воина. Современный представитель будзюцу непоколебим в своей уверенности в том, что человеку в любом возрасте стоит использовать особые навыки для достижения самодисциплины, развивать самоуважение, следуя кодексу чести, вести простой образ жизни, чтобы достичь крепкого ментального и физического здоровья и воспитывать в себе чувство сотрудничества с другими членами общества.
Кандидат, желающий вступить в рю классических будзюцу, должен понять, что получение членства в рю на самом деле является способом установления контакта с важным аспектом японского национального духа. До тех пор, пока кандидат не примет интересы рю близко к сердцу и не начнет всем сердцем их поддерживать, до тех пор, пока он не приобретет и не начнет проявлять глубокого уважения к японским верованиям и традициям, ни одно классическое рю его не примет.
Кандидат должен быть представлен и рекомендован главе того рю, в которое он хочет войти. Это формальности, которых никак нельзя избежать. Но даже после завершения предварительных формальностей от кандидата могут потребовать пройти испытательный срок, в течение которого будут тщательно изучаться его мотивации и пригодность к изучению воинских дисциплин. Здесь уместно сказать несколько слов о личных данных кандидата. Современные представители рю классических будзюцу обычно являются потомками самых знаменитых воинских семей Японии, или букэ. Соответственно, они отдают предпочтение кандидатам со сходной родословной. Кандидаты, которые имеют отношение к военным или правоохранительным профессиям, также приветствуются. И наконец, те, кто, независимо от своего происхождения или рода занятий, симпатизирует образу жизни классического воина, обычно считаются подходящими кандидатами.
От всех кандидатов требуется такой склад ума и мировоззрение, которые демонстрировали бы целостность личности. Такие черты характера, как мужество, честь, преданность, эмоциональная уравновешенность, следование авторитетам, чувство национальной гордости и добровольное подчинение жесткой дисциплине, считаются обязательными.
После принятия в члены классического рю новичок (нюмонся), перед тем как приступить к занятиям, должен дать клятву кровью (кэппан). Вся начальная тренировка основывается на суровых физических упражнениях. Непосредственно столкнувшись с различными видами оружия и методами его использования, тренирующийся быстро начинает понимать, что классические будзюцу это не нечто такое, о чем можно просто разговаривать или чем можно заниматься поверхностно, скорее это нечто, что можно прочувствовать во всей полноте только в результате личного опыта, накапливаемого посредством практики. Понимание того, что он делает, заключается не в мыслях или словах, не в том, что он может постичь интеллектуально, а в процессе "схватыва-ния", в спонтанности личного опыта. Несмотря на физическую природу тренировки, занимающийся должен быть готов к тому, что ему придется заново формировать свое сознание. И помимо навыков владения оружием, для него станут измеримыми и очевидными те глубина и полнота, которых достигает человек в своих занятиях воинс-кими искусствами после достаточно продолжительной практики; и к нему придут внутренний мир и спокойствие.
Занятия классическими воинскими искусствами это уникальная возможность для каждого человека попробовать свои силы. Независимо от того, какое личное удовлетворение и техническое мастерство приносят занятия такими современными дисциплинами, как кэндо, каратэ-до или айки-до, всем их последователям стоит подумать о том, чтобы заняться настоящими классическими воинскими искусствами. Но и те, у кого нет никакого опыта в современных видах будзюцу, ни в коем случае не должны приходить в уныние и отказываться от изучения классических воинских искусств.
Самое важное для всех, кто намеревается заняться классическими будзюцу, учиться только у квалифицированных и имеющих дипломы инструкторов.
В Японии это довольно просто осуществить, но на Западе ситуация сложилась удручающая. Лишь немногие квалифицированные инструктора живут за пределами Японии. К сожалению, есть ряд людей, как японцев, так и не-японцев, которые заявляют о том, что являются инструкторами классических дисциплин; вооруженные поддельными дипломами, они пользуются неспособностью обычных людей распознать некомпетентного преподавателя.